ВЛАДИМИР БУШУЕВ  | МОНТАЖ МУЛЬТИЗОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ

ТОП 6 ТЕХНИЧЕСКИХ ОШИБОК
И ТОЧКИ КОНТРОЛЯ

"Время – деньги!" ; "Скупой платит дважды." ; "У семи нянек дитя без глазу!" 

Народная мудрость как нельзя лучше иллюстрирует ситуации, в которых зачастую оказываются заказчики и организации, эксплуатирующие системы кондиционирования.

Особую актуальность при этом приобретают причины возникновения ошибок и риски (финансовые, технологические, экологические), которые с ними связаны. Цена ошибки может привести к огромным дополнительным денежным и временным затратам. Иногда риск возникновения ошибки закладывается уже на стадии формирования технического задания на проектирование. Большинство же возникает на стадии проектирования и монтажа оборудования.

Анализ основных критических точек и степень их критичности в нашем антирейтинге:
Основные ошибки и недочеты при проектировании и формировании ТЗ

1. Игнорирование технических возможностей и ограничений оборудования при проектировании системы кондиционирования.

- превышение максимально допустимых длин трасс и перепадов по высоте между блоками (Максимально критичные показатели!!!)

Причина: ручной просчет длин трасс, не владение программами подборов, контролирующих допустимые длины и перепады трасс.
Последствия: от невозможности обеспечения расчетной производительности системы до выхода из строя оборудования кондиционирования.

- допустимые диапазоны рабочих температур при работе систем в различных режимах

Причины: нецентрализованная поставка оборудования, не рассчитанного на эксплуатацию в наших климатических условиях.
Последствия: от аварийного отключения системы кондиционирования до выхода из строя системы кондиционирования при эксплуатации при низких температурах.

- не учтена необходимость дополнительной заправки системы хладагентом

Причины: для мультизональных систем кондиционирования расчет количества дозаправляемого фреона обязателен, но зачастую не производится даже в ручном режиме.
Последствия: оборудование встает в ошибку по низкому давлению, в случае запуска системы при нехватке фреона наступает масляное голодание компрессора, компрессор выходит из строя.

- не учтены допустимые комбинации наружных блоков в системе

Причины: при разработке проектов или монтаже производится самостоятельное конфигурирование наружных блоков без расчета балансировки гидравлического контура и подбора соответствующих рефнетов и диаметров трубопроводов.
Последствия: нет гарантии правильной работы системы.



2. Самостоятельный переподбор оборудования без учета технико-экономической целесообразности замены.

Причины: переподбор производится вручную, без программы подбора в связи с урезанием бюджета, изменением технических условий, пр.
Последствия: несовпадение по мощности наружных и внутренних блоков, несоответствие перепадов высот между блоками, некорректно рассчитывается суммарная длина трасс, не учитывается соответствие рефнетов, пр.


3. Несвоевременное внесение исправлений в проект, спецификации, монтажные схемы. Смена выпускаемой линейки оборудования.

Причины: изменяющиеся планировки помещений, этажей и назначение помещений, разные планировочные решения и решения по инженерным системам и, как следствие, - поставка оборудования ведется по последним версиям подборов.
Последствия: происходит устаревание проекта в связи с выходом новых версий оборудования и снятия с производства и поставки старых версий, при этом компоновка наружных блоков и диаметры трубопроводов могут не совпадать.


4. Расчет тепловых нагрузок помещений в соответствии с СНиПом без учета реального температурного режима региона.

Причины: строгое следование СП 131.13330.2012, СНиП 23-01-99* «Строительная климатология»
Последствия: при повышении уличной температуры до +30С оборудование перестает обеспечивать заданную температуру, возрастают теплопритоки в помещениях, падает холодопроизводительность самого оборудования, происходит аварийная остановка оборудования.
Рекомендации: при формировании ТЗ необходимо в качестве расчетной температуры применять значение +32 С, являющееся средним значением между границей наступления не комфортности и максимальной зарегистрированной температурой в регионе.

5. Не предусмотрены возможности по переконфигурированию систем кондиционирования.

Причины: не учтена в проекте возможность модернизации и расширения систем кондиционирования.
Последствия: значительные затраты на модернизацию при подключении арендаторов к имеющимся системам кондиционирования.

6. Отсутствие автоматизированных систем управления инженерными системами.

Причины: материальные
Последствия: длительный поиск неисправностей, невозможность сбалансировать работу различных инженерных систем между собой.

ТОЧКИ КОНТРОЛЯ

1. ИЗМЕНЕНИЕ ДЛИН ТРАСС И МАКСИМАЛЬНОЙ ДЛИНЫ ПЕРЕПАДОВ ВЫСОТ ТРАСС

Рекомендации: при выполнении монтажных работ любое изменение длины трассы и перепадов высот возможно только после проведении соответствующего расчета.

2. НЕПРАВИЛЬНЫЙ МОНТАЖ ДРЕНАЖНОЙ СИСТЕМЫ

Рекомендации: монтаж дренажной системы в обязательном порядке необходимо производить с теплоизоляцией трубопроводов и выдерживании минимальных уклонов.

3. НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОДКЛЮЧЕНИЕ МЕЖБЛОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПОДКЛЮЧЕНИЙ

Рекомендации: подключение межблочного кабеля выполнять в строгом соответствии с требуемыми местами подключения, требуемым сечением и типом кабеля. Подключение в соответствии с номиналом автоматов защиты.

4. НЕСООТВЕТСТВИЕ ДИАМЕТРОВ ФРЕОНОВЫХ ТРАСС

Рекомендации: монтаж трубопроводов производить в строгом соответствии с расчетными значениями.

5. Заправка кондиционера «по давлению» 

Дозаправку фреона производить в строгом соответствии с длинами и диаметрами трасс по расчету. Дозаправка по давлению не допустима.

6. Пайка под азотом

Качественная пайка VRF-систем возможна только в среде азота